Программа-проект работы школьного музея

 1. Введение

Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект будет выполняться Татарской гимназией № 1.

Проект необходим для нашего общества в целом . Школьный музей истории родного края рассчитан на детей.  Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели  проекта:

1.    Сохранение исторической памяти и наследия;

  • Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родной слободе; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

  • Воспитание Гражданина.

2.   Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.

3.   Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4.    Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

5.   Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.


3. Основные  задачи программы-проекта:

1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району.

2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

  • интерес к историческим знаниям;

  • интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;

  • чувство уважение, толерантность по отношению к другому народу, формирование отчетливых представлений о неразрывной с  исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

  • Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. А так же организовать шефство над могилами уважаемых земляков, героев войны и труда.

  • С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, гимназии, своего класса.

  • Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.


4. Опыт работы и возможности сетевого проекта.

Гимназия имеет большой опыт работы в данном направлении. Более двадцати лет в гимназии работает кружок юных историков. За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями.

В част­нос­ти боль­шую по­мощь нам ока­зы­ва­ли науч­ные сот­руд­ни­ки го­су­дарст­вен­но­го му­зея рес­пуб­ли­ки, Инс­ти­ту­та язы­ка, ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рии им. Г.Иб­ра­ги­мо­ва, фи­ли­а­ла НИИ нац. школ, бы­ли про­ве­де­ны экс­кур­сии по ис­то­ри­чес­ким мес­там го­ро­да и рес­пуб­ли­ки, ор­га­ни­зо­ва­ны те­ма­ти­чес­кие вст­ре­чи с участ­ни­ка­ми Ок­тябрьс­кой ре­во­лю­ции, ве­те­ра­на­ми вой­ны и тру­да. На­ла­ди­ли пе­ре­пис­ку с му­зе­я­ми дру­гих го­ро­дов, нап­ри­мер Моск­вы, Ки­е­ва, Уль­я­новс­ка, Че­ля­бинс­ка, Ле­нинг­ра­да, Таш­кен­та, в ре­зуль­та­те та­кой раз­нос­то­рон­ней ра­бо­ты на­ко­пил­ся бо­га­тый ма­те­ри­ал, сре­ди ко­то­рых до­ку­мен­ты о пер­вом учи­те­ле шко­лы В.Бах­ти­я­ро­ве, (он был сов­ре­мен­ни­ком Г.Ту­кая, участ­во­вал в из­да­нии «Ђль ис­лах», до­ку­мен­ты о вы­пуск­ни­ках шко­лы ны­не про­фес­со­ра Уни­вер­си­те­та Друж­бы на­ро­дов Г.С.Га­лиул­ли­не (в на­чаль­ных клас­сах у нас учил­ся), о Г.Ги­ма­дут­ди­но­ве, о ко­то­рой соз­дан фильм «Воз­рож­ден­ная ле­ген­да», о поэ­те-фрон­то­ви­ке М.Сад­ри и дру­гих за­ме­ча­тель­ных вы­пуск­ни­ках.

На базе гимназии ежегодно проводятся семинары для представителей района, города республики на темы: «Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения истории родного края», «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Открытый урок для учащихся Татарской национальной гимназии г. Саратова, данный директором Татарской гимназии № 1 г. Казани Шамсеевой Г.Г., в марте 2002г., послужил началом положительного опыта работы по обмену образовательными и воспитательными технологий. Огромная роль изучения истории родного края в воспитании и формировании личности была подчеркнута на VI-Московской международной выставке-форуме «Школа – 2002».За проведение семинара «Воспитание и формирование всесторонне развитой личности, способной к  творчеству, самоопределению, и самореализации» гимназия стала дипломантом VI-Московской международной выставки-форума «Школа – 2002».

Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы гимназии и возможности сетевого проекта, а именно проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности – Гражданина.

Имеются регионы, с которыми возможен сетевой проект: Саратов, Самара, Башкортостан, Пермь 

5. Обоснование необходимости проекта.

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

  • Цели и задачи проекта.

Главной целью проекта является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

1.   Сохранение исторической памяти и наследия.

2.   Создание музея.

3.   Определение направления музея.

4.   Пополнение и обновление экспозиций музея.

5.   Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

6.   Развитие самоуправления в процессе работы проекта.

7.   Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

8.    Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

9.   Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

 

      • Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Основные стратегии:

1.   Создание или обновление поисковой группы музея.

2.   Изучение краеведческой литературы.

3.   Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4.   Создание экспозиций, разделов музея.

5.   Оформление интерьера музея.

6.   Создание совета и актива музея.

7.   Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8.   Организация группы экскурсоводов.

9.   Открытие кружка «Юный историк».

10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

11. Выпуск газеты «Находка».

12. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

13. Создание кинолетописи проекта.

14. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Для реализации проекта «Музей истории родного края» в воспитании и формировании личности учащихся , во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий школьный музей (имеется в Татарской гимназии № 1 г. Казани и музей истории и этнографии Саратовский татар - в г. Саратове). Если в регионе нет музея, необходимо начать его создавать. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями. Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Бо­лее 20 лет в Татарской гимназии № 1 ра­бо­та­ет кру­жок юных ис­то­ри­ков. В дни под­го­тов­ки 50-ле­тия шко­лы на ба­зе ис­то­ри­чес­ко­го круж­ка на­ча­лась ра­бо­та по по­ис­ку ма­те­ри­а­лов по ис­то­рии шко­лы. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие шко­лы тес­но свя­за­но с прош­лым и нас­то­я­щим Но­во-Та­тарс­кой сло­бо­ды, поэ­то­му, од­нов­ре­мен­но шло изу­че­ние ис­то­рии мик­ро­ра­йо­на. Ра­бо­ту на­ча­ли с изу­че­ния кра­е­вед­чес­кой ли­те­ра­ту­ры, в том чис­ле и ме­му­ар­ной. За­тем был ус­та­нов­лен кон­такт с му­зе­я­ми, ар­хи­ва­ми, науч­ны­ми уч­реж­де­ни­я­ми.

Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В Казани руководителем музея является учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ Шамсутдинова Гульчира Хафизовна, научным консультантом – доктор исторических наук, профессор Р.Г. Фахрутдинов. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители, психолог. Таким образом, имеются и объект и субъект проекта.

В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д. ). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования  работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются  активными участниками всех этих процессов.  Они духовно обогащаются , творчески развиваются – проходят  этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и  классными руководителями отслеживают работу учащихся,  помогают советами, направляют их в нужное русло.

  • Рабочий план реализации проекта.

1

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея. Проведение интерактивного  семинара в режиме on line для учителей, классных руководителей, родителей  г. Казани и г. Саратова на тему «Роль музея родного края в воспитании и формировании личности».

Открытие кружка «Юный историк». Введение операции «Поиск»,

2

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

  1. «Наш край в да­ле­ком прош­лом»

  2. «Бул­гарс­кий пе­ри­од ис­то­рии род­но­го кра­я»

  3. «Воз­ник­но­ве­ние Та­тарс­кой сло­бо­ды»

  4. «Ин­терь­ер до­ма куп­ца сло­бо­ды»

  5. «Ин­терь­ер до­ма ре­мес­лен­ни­ка Та­тарс­кой сло­бо­ды»

  6. «У­час­тие та­тар в кресть­янс­кой вой­не под пред­во­ди­тельст­вом Е.Пу­га­че­ва».

  7. «Е.Пугачев в Казани»

  8. «О­бу­че­ние де­тей до ре­во­лю­ци­и»

  9. «З­на­ме­ни­тые де­я­те­ли нау­ки и куль­ту­ры Но­во-Та­тарс­кой сло­бо­ды»

  10. «Г. Тукай и Ново–Татарская слобода»,  «К.Насыри и Ново–Татарская слобода»

  11. «Ре­во­лю­ци­о­не­ры Но­во-Та­тарс­кой сло­бо­ды»

  12. «Молодежное движение Ново – татарской слободы»

  13. «Из ис­то­рии  та­тарс­кой шко­лы»

  14. « Развитие промышленности в Ново – Татарской слободе»

  15. «На­ши вы­пуск­ни­ки – участ­ни­ки Ве­ли­кой Оте­чест­вен­ной вой­ны»

  16. «От школы до гим­на­зи­и»

  17. «На­ша гор­дость – вы­пуск­ни­ки»

  18. "Все начинается с учителя…”

  19. « Сотрудничество науки и школы»

  20. « Наши выпускники – медалисты»

3

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Курсы для экскурсоводов. Экскурсии. Проведение брейн -ринга «Лучший знаток истории родного края»

4

Введение операции «Ветеран».  Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск газеты «Находка».

5

Проведение конкурса «Неиссякаемый родник».

6

Заседание педагогического совета «Воспитание памятью». Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».

7

Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество гимназии и семьи в воспитании и формировании Гражданина».

8

Создание кинолетописи проекта.

 

Конкретные ожидаемые результаты. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

 В Гимназии достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного края. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями.

  • Механизм оценки результатов.

Результаты  проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, координаторами, родителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

  • Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело  воспитания и формирования личности на основе музея родного края.

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"