| ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Программа-проект работы школьного музея 1. Введение
Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект будет выполняться Татарской гимназией № 1. Проект необходим для нашего общества в целом . Школьный музей истории родного края рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. 2. Основные цели проекта: 1. Сохранение исторической памяти и наследия;
2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея. 3. Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры. 4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот. 5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края. 3. Основные задачи программы-проекта: 1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району. 2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами. 4. Опыт работы и возможности сетевого проекта. Гимназия имеет большой опыт работы в данном направлении. Более двадцати лет в гимназии работает кружок юных историков. За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями. В частности большую помощь нам оказывали научные сотрудники государственного музея республики, Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова, филиала НИИ нац. школ, были проведены экскурсии по историческим местам города и республики, организованы тематические встречи с участниками Октябрьской революции, ветеранами войны и труда. Наладили переписку с музеями других городов, например Москвы, Киева, Ульяновска, Челябинска, Ленинграда, Ташкента, в результате такой разносторонней работы накопился богатый материал, среди которых документы о первом учителе школы В.Бахтиярове, (он был современником Г.Тукая, участвовал в издании «Ђль ислах», документы о выпускниках школы ныне профессора Университета Дружбы народов Г.С.Галиуллине (в начальных классах у нас учился), о Г.Гимадутдинове, о которой создан фильм «Возрожденная легенда», о поэте-фронтовике М.Садри и других замечательных выпускниках. На базе гимназии ежегодно проводятся семинары для представителей района, города республики на темы: «Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения истории родного края», «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Открытый урок для учащихся Татарской национальной гимназии г. Саратова, данный директором Татарской гимназии № 1 г. Казани Шамсеевой Г.Г., в марте 2002г., послужил началом положительного опыта работы по обмену образовательными и воспитательными технологий. Огромная роль изучения истории родного края в воспитании и формировании личности была подчеркнута на VI-Московской международной выставке-форуме «Школа – 2002».За проведение семинара «Воспитание и формирование всесторонне развитой личности, способной к творчеству, самоопределению, и самореализации» гимназия стала дипломантом VI-Московской международной выставки-форума «Школа – 2002». Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы гимназии и возможности сетевого проекта, а именно проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности – Гражданина. Имеются регионы, с которыми возможен сетевой проект: Саратов, Самара, Башкортостан, Пермь 5. Обоснование необходимости проекта. Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
Главной целью проекта является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края. Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта: 1. Сохранение исторической памяти и наследия. 2. Создание музея. 3. Определение направления музея. 4. Пополнение и обновление экспозиций музея. 5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности. 6. Развитие самоуправления в процессе работы проекта. 7. Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности. 8. Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров. 9. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.
Основные стратегии: 1. Создание или обновление поисковой группы музея. 2. Изучение краеведческой литературы. 3. Сбор материалов и реставрация экспонатов. 4. Создание экспозиций, разделов музея. 5. Оформление интерьера музея. 6. Создание совета и актива музея. 7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. 8. Организация группы экскурсоводов. 9. Открытие кружка «Юный историк». 10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка». 11. Выпуск газеты «Находка». 12. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник» 13. Создание кинолетописи проекта. 14. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Для реализации проекта «Музей истории родного края» в воспитании и формировании личности учащихся , во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий школьный музей (имеется в Татарской гимназии № 1 г. Казани и музей истории и этнографии Саратовский татар - в г. Саратове). Если в регионе нет музея, необходимо начать его создавать. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями. Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Более 20 лет в Татарской гимназии № 1 работает кружок юных историков. В дни подготовки 50-летия школы на базе исторического кружка началась работа по поиску материалов по истории школы. Возникновение и развитие школы тесно связано с прошлым и настоящим Ново-Татарской слободы, поэтому, одновременно шло изучение истории микрорайона. Работу начали с изучения краеведческой литературы, в том числе и мемуарной. Затем был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями. Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В Казани руководителем музея является учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ Шамсутдинова Гульчира Хафизовна, научным консультантом – доктор исторических наук, профессор Р.Г. Фахрутдинов. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители, психолог. Таким образом, имеются и объект и субъект проекта. В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д. ). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма. Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения. Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки. Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются , творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.
Конкретные ожидаемые результаты. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами. В Гимназии достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного края. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями.
Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, координаторами, родителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.
Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело воспитания и формирования личности на основе музея родного края.
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". Спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари" |