Возникновение Татарской слободы


Представлены:
  1. Карта-схема Казани.
  2. Копия архивного документа о первых жителях слободы.

В 1713 году Петр Великий издал указ, цель которого – подстегнуть крайне медленно идущий процесс добровольного обращения мусульман в православную веру в Казанском крае. «Добровольного» сказано, конечно, с натяжкой, поскольку некрещеным титулованным и служилым татарам, имеющим крещенных крепостных людей -  крестьян или дворовых, предлагалось или креститься, или лишиться своих крепостных . Татары в это время жили на левом берегу озера Нижний Кабан компактной группой в обособленной приказанной слободе. Это был древний аул скотоводов, ремесленников и торговцев, куда после взятия Казани в октябре 1552 года переселились уцелевшие беки, уланы и мурзы, посадское население города и служилые Ивану IV татары. Аул стал называться Татарской слободой, а поскольку слобода вообще представляла собой поселение вне города, то была Татарская слобода достаточно  автономна и жила, развивалась по собственным законам.

Указ Петра 1 мало кого подвигнул в слободе к принятию православия, поэтому новый его указ от 1720 года был обращен уже к простому, не обремененному поместьями и вотчинами люду. За крещение сулилось освобождение на три года от податей и повинностей и иные льготы. Кое-кто из жителей слободы польстился на такие условия, однако  результаты в целом были также неутешительны.

В 1731 году создается Комиссия для крещения казанских и нижегородских  мусульман и других «инородцев», которая к 1740 году преобразуется в Контору новокрещенских дел. Задачей этого заведения становится массовая христианизация татар и других нерусских народностей с использованием методов принудительного крещения. Руководитель же Казанской епархией Синод назначил в 1738 году епископа Луку (Конашевича), за которым уже тянулась слава «неистового миссионера». Лука добился от российского правительства специального указа о сносе мечетей в тех местах, где проживали крещеные татары. Дело закончилось тем, что из имеющих в Казанской губернии 536 мечетей было сломано 418. Татарская слобода, где также жили крещеные татары, лишилась трех мечетей и осталась с одной.

Этот удар Старо – Татарская слобода выдержала, но летом 1749 года в Казани вспыхнул пожар, в котором слобода пострадала более всего. У властей появилась новая возможность обуздать упрямых жителей населения.

Под предлогом переселения погорельцев из Старо-Татарской слободы было выселено в район деревни Поповки более 800 человек. Несколько русских дворов перевели из Поповки в слободу, благодаря  чему она стала неоднородной в религиозном отношении. Этого и добивались епископ Лука и иже с ним. Все же  в 1755 году за «перегибы на местах» он вынужден был велением свыше освободить Казанскую епархию от своего присутствия.

Место нового поселения находилось за западными границами Старо-Татарской слободы. Называться оно стало Ново – Татарской слободой, и 1749 год можно считать датой её образования. Переселенцы начали осваивать новые места и первым делом построили деревянную мечеть. Через какое-то время часть их вернулась на территорию Старо – Татарской слободы, остальные же навсегда утвердились на новом месте.

Значительному развитию Ново-Татарской слободы способствовало ослабление русификаторской политики. Указ  от 1763 года разрешил татарским купцам и даже служилым татарам вести торговлю по всей России, а в 1764 году была упразднена Новокрещенская контора. Указ от 1773 года «О веротерпимости» дал право на осуществление всем имеющимся религиям в России.

Возможность самоуправления жители обеих слобод получили в 1782 году, когда была учреждена Татарская ратуша. В ее ведении находились купеческое и мещанское сословия Казани. В это же году учредили муфтиат.

В Ново-Татарской слободе появились свои крупные купцы и наибольшие поначалу промышленные производства, что подняло уровень её экономического развития. К началу XIX века обе слободы уже представляли единый очаг татарской культуры в Казани.

Екатерина II, в чье царствование были изданы вышеперечисленные указы, звалась казанскими татарами «Бабушкой Царицей». Почитали ее еще  и за то, что будучи в Казани в мае 1767 года, она разрешила строить новые каменные мечети со школами при них. Первые мечети появились сначала в Старо – Татарской слободе, а в начале XIX века украсили новые мечети и территорию Ново – Татарской слободы. Продолжая расти и крепнуть на протяжении XIX века и первых десятилетий XX века, Ново – Татарская слобода представляла собой экономическим и культурно развитый район города. По сведениям Р.Салихова и Р.Хайрутдинова, здесь насчитывалось около 400 купеческих, мещанских и крестьянских домов с населением в четыре тысячи человек.

Недалеко от мечети Рахим-бая стоял дом общественного и религиозного деятеля Багаутдина Ваисова (1804-1893). Невдалеке находился дом купца Якупова, который много жертвовал  на нужды прихода. И хотя вся купеческая элита Казани – Апанаевы, Юнусовы, Хусаиновы – жили в Ново-Татарской слободе, в Ново-Татарской обитали не менее предприимчивые торговцы и промышленники, правда, рангом  пониже.

В приходе мечети Иске-Таш стоял одноэтажный деревянный дом выдающегося татарского писателя Фатиха Амирхана. Первые два десятилетия XX века дом был культурным центром не только Ново – Татарской слободы, но и всего народа. Расцвет культурной жизни обеих татарских слобод, эпоха национального ренессанса приходится именно на это время. В сочинении одного французского путешественника, которое опубликовано в «Известях Общества археологии, истории и этнографии» за 1911 год, можно прочесть: «Татары добродушны и мягки характером. Ссоры и драки очень редки у них, как между собою, так и с русскими… Татарки все грамотны и получают  тщательное воспитание. Нет ни одной среди них, которая не умела бы владеть иглой. Их скромность общеизвестна… Внутренность жилищ содержится всегда в безупречной чистоте. Они состоят из двух этажей. Семья занимает верхний, а нижний служит для магазина, для кладовой и т.д.»

Наряду с промышленными предприятиями были в слободе и крестьянские хозяйства с отвоеванными у болот пашнями и пастбищами  для разного домашнего скота.

Октябрьские события 1917 года сломали жизненный  уклад слободы. Затем 1921 год, самый лихой и голодный, ослабил ее экономику. В 1928 году в Ново-Татарской слободе началось строительство мехового объединения, что положило начало ее исчезновению. Дома сносились, жители   переселялись в новые районы, и к пятидесятым годам слобода, по сути, перестала существовать. Разрозненные ее островки зажили по своим, новым законам, отчего связь их со Старо- Татарской слободой прервалась.

В 1944 году мехобъединение было награждено орденом Ленина. А в 1992 году было переименовано в открытое акционерное общество «Мелита», чьи изделия получили высокую международную оценку.

В 1956 году начал свою работу Речной порт.  В 1941 году из Ленинграда в Казань был эвакуирован завод «Точмаш», который и основался здесь. 

Пополнение музея экспонатами
 
 
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Спонсор проекта благотворительный фонд "Альпари"